Тел. +38 (044) 221-23-63

Налоги по-новому: стартовала налоговая реформа

1 января 2015 вступил в силу Закон об изменениях в Налоговый кодекс

Закон Украины № 71-VИИИ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» подписан Президентом и опубликован в "Голосе Украины" 31 декабря 2014 Таким образом, уже 1 января 2015 вступил в силу. 

Среди основных изменений, внесенных настоящим Законом:

1. Сокращено количество налогов и сборов.

Так, к общегосударственным налогам относятся:

• налог на прибыль предприятий;

• налог на доходы физических лиц;

• налог на добавленную стоимость;

• акцизный налог;

• экологический налог;

• рентная плата;

• пошлина.

К местным налогам относятся налог на имущество и единый налог, а к местным сборам - сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.

Местные советы самостоятельно устанавливают единый налог и налог на имущество

(в части транспортного налога и платы за землю). Кроме того, они решают вопрос об установлении налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и устанавливают сбор за место для парковки транспортных средств и туристического сбора. Применение местных налогов и сборов, не предусмотренных НКУ, запрещается.

2. Налог на прибыль.

Раздел III «Налог на прибыль предприятий» изложен в новой редакции.

В частности, уточнено, что объектом налогообложения является доход происхождением из Украины и за ее пределами, который определяется путем корректировки (увеличение или уменьшение) финансового результата, до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии НП (С) БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями настоящего раздела.

Для плательщиков налога, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млнгрн, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все различия (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет). Такой налогоплательщик может принять решение о неприменении корректировок финансового результата, не более одного раза, в течение непрерывной совокупности лет, в каждом из которых выполняется этот критерий относительно размера дохода. Это следует отметить в налоговой отчетности по данному налогу, которая подается за первый год непрерывной совокупности лет.

Если у плательщика, который принял решение о неприменении корректировок финансового результата, в любом последующем году годовой доход (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 20 млнгрн, такой плательщик определяет налогообложения, начиная с такого года путем корректировки финансового результата до налогообложения на все различия.

Основная ставка налога на прибыль не изменилась и составляет 18%.

3. Налог на доходы физлиц

Установлены следующие ставки НДФЛ:

  - 15% - если база налогообложения для месячного налогооблагаемого дохода не превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы (то есть 12 180 грн);

  - Если же база налогообложения в календарном месяце превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, то к сумме такого превышения применяется ставка 20% (ранее было 17%).

К доходу в размере до 120 минимальных зарплат будет применяться ставка 15%; более 120 размеров минимальной заработной платы - 20%.

Также вводится налогообложение так называемых пассивных доходов, в частности, дивидендов, процентов, роялти. Ставки налога на пассивные доходы устанавливаются в следующих размерах:

  - 20% - для пассивных доходов, в том числе начисленных в виде дивидендов по акциям / или инвестиционных сертификатах, выплачиваемых ИСИ;

  - 5% - для доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленных резидентами - плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционных сертификатах, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования).

Норму пп. 169.1.1 НКУ, согласно которой размер налоговой социальной льготы составляет 100% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц) (разделе № XIX НКУ), перенесено на 1 января 2016 года.

4. Налог на добавленную стоимость

Увеличен «порог» обязательной регистрации субъекта хозяйственной деятельности плательщиком НДС в 1 млн грн. (ранее - 300 тыс. грн.).

Кроме того, предусмотрено тестовый режим применения электронной системы администрирования НДС с 1 февраля до 1 июля 2015 года.

 В разделе № ХХ «Переходные положения» уточнено, что с 1 февраля 2015 регистрации в ЕРНН подлежат все налоговые накладные и расчеты корректировки (в том числе которые не предоставляются покупателю, выписанные по операциям - поставка товаров / услуг, освобожденных от налогообложения) независимо от размера НДС в одной налоговой накладной и расчета корректировки.

В переходном периоде к плательщикам налогов не будут применять штрафы за нарушение сроков регистрации налоговых накладных в Едином реестре.

  5. Упрощенная система налогообложения

Уменьшено количество групп плательщиков единого налога с 6-ти до 4-х:

первая группа - физлица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или осуществляющих хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению с объемом дохода в течение календарного года не превышающего 300 000 гривен (ранее - 150000 грн);

вторая группа - физлица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и  населению, производство и  продаже товаров, осуществляющих деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 1500000 грн (ранее - 1000000 грн).

третья группа - физлица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юр-лица  субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20000000 грн;

• четвертая группа - сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля с / х товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.

Обратите внимание! Плательщики единого налога третьей - шестой групп, состоящих на учете в контролирующих органах до 1 января 2015 года, с 1 января 2015 года считаются плательщиками единого налога третьей группы.

Расширен круг лиц, которые обязаны применять кассовые аппараты. Теперь применении РКО распространяется также и на предпринимателей II и III групп (физлица) упрощенной системы, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках и продажа товаров мелкорозничной выездной торговли. При этом мораторий на проверки использования РКО такими предпринимателями установлено до 2017 года.

6. Военный сбор

Продлено действие военного сбора до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины. Уточнено также, что объектом налогообложения военным сбором, являются все доходы, определенные статьей 163 НКУ.

Поматериалам: Дебет-Кредит