Тел. +38 (044) 221-23-63

Должно ли постоянное представительство нерезидента выполнять «норму по инвалидам»?

Должно ли постоянное представительство нерезидента (количество сотрудников более 8 человек) регистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов и соблюдать норматив рабочих мест для инвалидов, а также представлять Фонду отчетность о количестве работающих в нашем представительстве инвалидов? И имеет ли Фонд право применить к нам штрафные санкции за нетрудоустройство инвалидов и за нерегистрацию и непредставление отчетности в Фонд?

Ответ: Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, следует сначала выяснить, распространяется ли на постоянное представительство нерезидента действующая редакция Закона от 21.03.91 г. № 875-ХII “Об основах социальной защищенности инвалидов” (далее – Закон).

Для начала процитируем фрагмент статьи 1 упомянутого Закона, ибо в дальнейшем нашем повествовании он будет играть одну из ключевых ролей:

“Центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности), их филиалы, отделения, представительства, ведущие отдельный учет результатов финансовой и хозяйственной деятельности, банки и другие финансовые учреждения, физические лица, использующие наемный труд, а также представительства иностранных юридических лиц (в том числе международных организаций), использующие труд наемных работников - граждан Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, привлекают представителей общественных организаций инвалидов к подготовке решений, касающихся интересов инвалидов”.

Как видим, в этой норме помимо всего прочего отдельно фигурируют также и “представительства иностранных юридических лиц”, однако норма эта - общая и дословно уполномочивает она всех перечисленных в ней субъектов, включая и представительства иностранных юридических лиц, лишь привлекать “представителей общественных организаций инвалидов к подготовке решений, касающихся интересов инвалидов”.

Почему мы акцентируем внимание именно на ней?

Во-первых, она является стартовой (то есть открывающей раздел I “Общие положения” Закона) и, условно говоря, общей/основозакладывающей.

Во-вторых, поскольку в данном (весьма великовозрастном) Законе нет раздела, определяющего термины, в нем используемые, то, пожалуй, нет иных вариантов, кроме как от этой стартовой/общей нормы в терминологических целях и оттолкнуться.

Поэтому обращаем ваше особое внимание на тот факт, что законодатель, упоминая в начале приведенного абзаца ст. 1 “инвалидного” Закона “предприятия, учреждения и организации... их филиалы, отделения, представительства...”, далее - без всяких там “включая” или “в том числе”, причем через запятую и явно с отделительной интонацией (“а также”), - упомянул “представительства иностранных юридических лиц”.

Из чего вполне следует вывод о том, что такие представительства нерезидентов далее по тексту Закона терминологически не могут включаться в понятие (то есть входить в) “предприятия, учреждения и организации”, а также считаться “их представительствами”.

То есть мы считаем, что в этом месте Закона речь явно идет о предприятиях, учреждениях и организациях, являющихся резидентами Украины, а также - филиалах, отделениях, представительствах упомянутых резидентов.

А теперь исследуем уже конкретные нормы Закона, которые устанавливают обязанность определенных субъектов выполнять конкретные “инвалидные” действия и определяют ответственность за нарушение этого требования.

Так, в статье 18 указано:

“Предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины”.

Далее - в статье 19, определяющей конкретные нормативы рабочих мест для инвалидов, необходимость и порядок регистрации субъектов хозяйствования в Фонде, а также обязанность представлять отчетность в Фонд, как и в статье 18, упомянуты лишь предприятия, учреждения, организации и физические лица, использующие наемный труд (и кроме того, руководители вышеперечисленных субъектов - там, где речь идет о персональной ответственности за невыполнение норматива и непредставление отчетности).

В статье 20 Закона, устанавливающей административно-хозяйственную санкцию за невыполнение норматива, пеню за ее несвоевременную уплату / неуплату, механизм взыскания и расходования Фондом упомянутых средств, законодатель также упоминает все тех же самых субъектов. Аналогичные формулировки звучат и во всех “подзаконо-инвалидных” нормативах.

Как видим, исследование норм “инвалидного” Закона и подзаконных нормативов, под него слепленных, свидетельствует о том что все “напрягающие” нормы законодатель распространил лишь на “предприятия, учреждения и организации и физических лиц, использующих наемный труд”, а представительства иностранных юридических лиц вообще нигде по текстам Закона и нормативов больше не упоминаются.

В Порядке регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд (утвержден Постановлением Кабмина от 31.01.2007 г. № 70)*, также речь идет об обособленных подразделениях все тех же предприятий, учреждений, организаций (которые именуются “работодателями”). И если посмотреть в текст данного Порядка, то можно увидеть еще одно подтверждение того, что нерезидентские представительства регистрироваться не должны: Порядок предусматривает регистрацию в Фонде предприятия (учреждения, организации, ФОПа**) с обязательным представлением копии свидетельства о его госрегистрации.

(А при регистрации в Фонде предприятия, учреждения, организации оно должно согласно п. 3 Порядка представить Фонду также сведения о своих обособленных подразделениях. Отдельно же обособленные подразделения в Фонде инвалидов согласно данному Порядку зарегистрироваться вообще не могут!)

Само же юрлицо-нерезидент свидетельства о госрегистрации в Украине, естественно, не имеет, а следовательно, и зарегистрироваться в Фонде не может.

Поэтому, по нашему мнению, представительство нерезидента должно лишь соблюдать вышеупомянутую норму статьи 1 Закона, а речь там, напомним, идет лишь о привлечении представителей общественных организаций инвалидов к решению вопросов, касающихся инвалидов.

В данном случае вполне можно говорить о том, что она касается лишь привлечения “инвалидных” общественников представительствами к разруливанию проблем-вопросов, связанных с инвалидами, которые уже в этих представительствах работают или принимаются туда на работу. При этом указанная норма никак не обязывает нерезидентские представительства у себя инвалидов трудоустраивать, то есть остальные (“напрягающие”) нормы Закона, как мы уже указали, на представительства нерезидентов не распространяются.

Поэтому, на наш взгляд, если какое-то нерезпредставительство зарегистрировалось в Фонде, подает туда отчет, имеет и старается соблюдать норматив по трудоустройству инвалидов, то оно делает это на абсолютно добровольных началах и г: мнение к нему административно-хозяйственных санкций, предусмотренных статьей 20 Закона, и/или взыскание админштрафа, установленного статьей 188-1 КоАП, было бы со стороны Фонда абсолютным волюнтаризмом.

Кстати, нам не известно ни одно письмо “инвалидного” Фонда, которое фискально освещало бы рассмотренные нами выше вопросы, Видимо, законодатели (и Фонд) решили не отпугивать нерезидентов от Украины еще и этими штрафами.

В то же время совсем осторожничающие нерезидентские представительства, вполне возможно, не станут обращать внимания на все вышеизложенное и будут исполнять все требования “инвалидного” Закона и нормативов. (А то, случись чего, кто его знает, что этим укрсудьям в голову взбредет?..)

По материалам: ПАРУС Интернет-Консультант