Тел. +38 (044) 221-23-63

Как действует валютный контроль и какое может быть наказание за несоблюдение требований законодательства о валютных операциях?

Основы валютного регулирования 

Сначала вспомним основы основ. Главным нормативным актом, устанавливающим правила валютного контроля, является Закон №185, а уточняют его Декрет №15-93 и Инструкция №136. Именно данные документы и устанавливают сроки валютных расчетов по ВЭД-операциям, порядок их снятия с валютного контроля и ответственность за нарушения.

Важную роль в валютном контроле играют Нацбанк, уполномоченные им банки, другие финучреждения и национальный оператор почтовой связи, имеющие генеральные лицензии НБУ (ст. 13 Декрета №15-93). Так, именно Национальный банк является регулятором в сфере валютных операций. А вот через банки вы будете проводить расчеты, и именно на них возложена обязанность следить за их своевременностью.

Но все же при валютном контроле предприятиям, работающим в ВЭД, следует остерегаться именно налоговиков. Ведь именно налоговые инспекторы имеют право начислять и удерживать пеню за нарушение сроков валютных расчетов по результатам проверок (ч. 5 ст. 4 Закона №185).

А теперь — о самом валютном контроле...

Валютный контроль при импортных операциях

Начнем с импорта, ведь в Украине больше импортеров, чем экспортеров.

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона №185, при импорте все операции по поставке товаров (работ, услуг) нерезидентом, при условии что была предварительная оплата за такие товары (работы, услуги), попадают под валютный контроль. На такие операции распространяется 180-дневный предельный срок.

Значит, у вашего контрагента-нерезидента есть 180 дней со дня получения предоплаты за товары (работы, услуги) для их поставки вам. Он не успел — готовьтесь к санкциям (о них далее в материале). Таким образом, можно сделать вывод: если вы сначала ввезли товар, а уже потом будете рассчитываться за него с поставщиком-нерезидентом, то о соблюдении упомянутого срока речь не идет.

Кстати, отсчет 180 к. д. начинается со дня, следующего за датой, когда вы провели авансовый платеж или же выставили вексель в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг) (ст. 2 Закона №185 и п. 3.2 Инструкции №136).

Пример 1Предварительная оплата испанской фирме за товар была осуществлена 10 октября 2011 года. А значит, отсчет 180-ти дней начинается с 11 октября. Поэтому товары резидент должен получить не позже 7 апреля 2012 года. Если позже, то следует ожидать санкций.

Если же расчеты с нерезидентом за товары (работы, услуги) проводятся с использованием документарного аккредитива, то срок 180 дней начинает свой отсчет со дня, следующего за днем осуществления уполномоченным банком резидента платежа в пользу нерезидента (ст. 2 Закона №185 и п. 3.2 Инструкции №136).

Снимаем импортную операцию с валютного контроля

Если предметом договора является купля-продажа товаров

В соответствии с п. 3.3 Инструкции №136, «банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, на основании ГТД ... но при наличии информации об этой операции в реестре ГТД ...». На первый взгляд, все просто. Есть ГТД (в частности, формы МД-2, утвержденной Положением №450, экземпляр с обозначением 3/8) с личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление; вы сняли с нее копию и передали в валютный отдел банка, а там дополнительно проверят, есть ли информация об этой операции в реестре ГТД. Если все в порядке, то вашу операцию снимут с контроля.

Если предметом договора является выполнение работ или оказание услуг

К счастью, для многих здесь все довольно просто. Так, чтобы не нарушить установленные законодателями временные рамки — 180 дней, — вам нужно успеть подписать акт или другой документ, который будет удостоверять факт выполнения работ, оказания услуг вам нерезидентом.

Внимание: под валютный контроль подпадают и операции по импорту товаров (услуг, работ) без их ввоза на таможенную территории Украины. Конечно, при условии что такая операция проводилась с предварительной оплатой (ст. 2 Закона №185).

А для того чтобы снять эту операцию с валютного контроля, резиденту необходимо подать в банк (п. 3.6 Инструкции №136):

1) документ, подтверждающий осуществление нерезидентом поставки в пользу резидента товаров (оказание услуг, выполнение работ). Таким документом может быть счет, счет-фактура, накладная, коносамент и пр.;

2) договор, предусматривающий продажу этих товаров другому нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на банковский счет этого резидента, или же документы, подтверждающие необходимость использования резидентом этих товаров (услуг, работ) за пределами Украины.

Валютный контроль при экспортных операциях

Статья 1 Закона №185 говорит, что инвалютная выручка резидентов должна поступать на их валютные счета в уполномоченный банк в сроки выплаты задолженности, указанные в контрактах, но не позже 180 календарных дней с даты таможенного оформления (даты ГТД) экспортной продукции, а в случае экспорта работ, услуг, прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа (специальный счет-фактура (акт передачи оказанныхуслуг), см. письмо НБУ от 19.12.2011 г. №28-313/5530-15227 в «ДК» №14/2012), который удостоверяет выполнение работ, оказание услуг или экспорт прав интеллектуальной собственности. Отсчет 180-дневного срока банк начинает со следующего календарного дня после дня оформления ГТД или подписания акта (другого документа) (п. 2.2 Инструкции №136).

Пример 2Резидент отгрузил немецкой фирме оборудование. Дата составления ГТД — 27 марта 2012 года. А значит, отсчет 180-ти дней начинается с 28 марта. Поэтому средства за товар резидент должен получить не позже 23 сентября 2012 года. В противном случае возможны санкции.

Внимание! Если продажа товаров (работ, услуг) на экспорт осуществлялась на условиях предварительной оплаты, то тут 180-дневный предельный срок не действует.

Основанием для взятия банком экспортной операции под контроль будут данные из реестра ГТД, которые он получит от таможни.

Теперь предлагаем рассмотреть несколько особых моментов.

1. При продаже нерезиденту товара на территории Украины без его вывоза за пределы государства 180-дневный срок не работает (п. 1.6 Инструкции №136).

2. Валютный контроль распространяется и на операции экспорта без фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины. Но при условии что предметом продажи является именно товар, ранее приобретенный за рубежом без фактического ввоза в Украину (п. 3.6 Инструкции №136).

3. 180-дневный срок отсчитывается от...

При реализации товаров (продукции). Валютный контроль начинает действовать со дня, следующего за днем их таможенного оформления (выписки ГТД). Датой таможенного оформления товаров (продукции) на экспорт следует считать дату завершения оформления ГТД, т. е. дату, заверенную личной номерной печатью должностного лица таможни, завершившего таможенное оформление.

Такой же позиции придерживаются и специалисты ГНСУ в консультации в разделе 06.02 ЕБНЗ.

Что считать датой таможенного оформления

...датой таможенного оформления экспортируемой продукции следует считать дату завершения оформления ГТД, а именно: наличие на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможни, осуществившего таможенное оформление товаров.

Разъяснение из раздела 06.02 ЕБНЗ

При реализации работ или оказании услуг. Отсчет 180-дневного срока стартует с даты, следующей за днем подписания акта или другого первичного документа, который будет подтверждать выполнение работ, оказание услуг.

При реализации резидентом нерезиденту имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В таких случаях 180-дневный срок следует считать от даты, следующей за датой подписания акта или другого документа, подтверждающего экспорт прав интеллектуальной собственности. Кстати, чаще всего датой, от которой следует отсчитывать 180 дней, будет день, следующий после дня перехода прав согласно заключенному договору о передаче прав интеллектуальной собственности. Поскольку законодательством не установлены какие-либо документы, которые бы фиксировали переход прав на интеллектуальную собственность, то на практике дата передачи таких прав указывается именно в договоре.

4. Когда заканчивается мониторинг экспортной операции по валютному контролю. Останавливается валютный контроль в момент получения инвалютной выручки от нерезидента за товары (работы, услуги, права интеллектуальной собственности) на текущий счет резидента.

5. Если сумма полученной выручки меньше контрактной. Сумма полученной выручки может быть меньше указанной резидентом в ГТД (договорная стоимость). О таком нюансе упоминает и Инструкция №136. Причиной тому может быть, в частности, налог, удержанный при экспорте за рубежом согласно законодательству страны нерезидента. Во избежание санкций за нарушение валютного контроля в такой ситуации экспортеру необходимо побеспокоиться о письменном подтверждении от иностранных налоговиков об удержании из суммы уплаты налога (пп. «д» п. 1.8 Инструкции №136).

Также причиной недополучения выручки может быть уплата комиссии за услуги банков-респондентов. Такой платеж зачислят в счет выручки только в случае, если в ВЭД-договоре (контракте) прописана обязанность резидента уплатить зарубежную комиссию (пп. «е» п. 1.8 Инструкции №136). А сумма, удержанная зарубежным банком, должна быть подтверждена банковским документом. Тут дополнительно стоит вспомнить письмо НБУ от 19.01.2012 г. №23-010/186, в котором главные банкиры страны подчеркивают, что банковским документом, который будет подтверждать удержание зарубежным банком комиссии, может выступать SWIFT-уведомление. В конечном итоге, такой документ может и не понадобиться, если уплата комиссии резидентом предусмотрена ВЭД-договором и по каждому отдельному платежу она не превышает 50 евро (или эквивалент этой суммы в другой инвалюте) (пп. «е» п. 1.8 Инструкции №136).

Внимание: если у вас в ВЭД-контракте не прописано, что комиссию банка за перечисление средств уплачивает резидент и ее, соответственно, взыщут с суммы оплаты за товары, то при таком недополучении выручки вы нарушаете 180-дневное ограничение и подпадаете под санкции.

Во избежание такой неприятной ситуации советуем:

1) при заключении контрактов указывать, что расходы, связанные с перечислением платы за товар, несет нерезидент;

2) прописывать в контракте, что банк нерезидента получит комиссионное вознаграждение за перечисление средств отдельным платежом.

6. Замена денежных расчетов неденежными.

Весьма возможно, что стороны договорятся о взаимозачете задолженностей. Главные требования к зачету задолженностей прописаны черным по белому в ч. 1 ст. 601 ГКУ. Там, в частности, сказано, что обязательство можно прекратить зачетом встречных требований, при условии что они однородные и срок их выполнения уже наступил. А значит, если при ВЭД-операциях покупатель будет должен вам деньги за товар, а вы этому же контрагенту также будете должны деньги, то налицо именно однородные требования, а именно обязательства в денежной форме. Главное - чтобы срок их выполнения уже наступил. И вспомним, что зачет встречных требований можно провести по заявлению одной из сторон (ч. 2 ст. 601 ГКУ). Советуем составить такое заявление в письменной форме, да еще и в двух экземплярах по одному экземпляру для каждой стороны.

Проведя зачет встречных однородных требований с нерезидентом по ВЭД-контракту, вы снимете ВЭД-операцию с валютного контроля (п. 1.10 Инструкции №136). Конечно, тут не обойдется и без документальной части. В банк нужно будет подать:

1) ВЭД-контракты подтверждающие действительность существующих обязательств;

2) документы (ГТД, товаросопроводительные документы, акты приема выполнения работ (оказания услуг), подтверждающие факты проведения операций между нерезидентом и резидентом;

3) документы, удостоверяющие зачет встречных однородных требований. Скорее всего, это будет соглашение, подписанное двумя сторонами, в котором будет указываться проведение взаимозачета.

7. Если валюта цены и валюта платежа разные.

Такое порой встречается у наших резидентов. Они для сохранения собственных доходов цену выставляют в одной заморской валюте, а плату получают в другой.

В такой ситуации банк резидента должен перевести сумму полученной выручки в валюту цены по правилам, прописанным в ВЭД-договоре (п. 1.4 Инструкции №136).

Если же в ВЭД-контракте нет ни слова о порядке пересчета одной инвалютной суммы в другую, то банку необходимо использовать:

1) официальный курс НБУ гривни к инвалюте, на дату платежа, если одной из валют является гривня;

2) курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже или установленный центробанком страны СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из инвалют является валютой страны СНГ или Балтии, а другая — не является гривней;

3) курс на последнюю дату публикации в «Financial Times», предшествующую дате платежа, — в остальных ситуациях.

Ответственность за нарушение сроков экспортно-импортных расчетов

А теперь — о самом главном. Если по импортной или экспортной операции все же будут нарушены предельные сроки проведения расчетов, то к резидентам будут применены штрафные санкции в виде пени за каждый календарный день после дня окончания предельных сроков (учитывая и день получения средств на счет (поставки товаров (работ, услуг) — при импорте) (ст. 4 Закона №185).

Пеня начисляется в размере 0,3% от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленого товара) в инвалюте, пересчитанной в гривни по курсу НБУ на день возникновения задолженности. При этом общий размер начисленной пени не может превышать сумму недополученной выручки (стоимости недопоставленого товара) (ст. 4 Закона №185).

Внимание: пеня начисляется именно на сумму выручки, которую вы фактически недополучили. Поэтому если вам уплатили за поставленный товар только 50%, то пеня может быть применена только к остальной недополученной выручке.

Аналогично и в случае с задолженностью по импортному контракту с отсрочкой поставки — пеня начисляется только на сумму предоплаты по стоимости непоставленного товара.

Напомним, что именно банк предоставляет органу ГНС информацию об обнаруженных в отчетном месяце фактах нарушений 180-дневного предельного срока проведения ВЭД-операции (п. 5.9 Инструкции №136).

Но именно ГНИ имеет право по результатам документальных проверок взыскивать с резидентов пеню (ч. 5 ст. 4 Закона №185). Поэтому резиденту самостоятельно начислять пеню не нужно — следует просто подождать, когда налоговики направят вам уведомление-решение, в котором укажут сумму пени к уплате в госбюджет.

Не забудьте Декларацию о валютных ценностях!

Если у вас задолженность по экспортным и импортным операциям, по которым нарушены сроки проведения расчетов в соответствии со ст. 1 и 2 Закона №185 на первое число квартала, вам необходимо подать в ГНИ и территориальное отделение НБУ Декларацию о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами*. Подробнее о такой декларации можно прочитать в «ДК» №31-32/2011.

* Утверждена приказом Минфина Украины от 25.12.95 г. №207.

Пример 3Предприятие отгрузило товар нерезиденту на сумму 100000 долл. США. Предельный срок проведения расчетов приходится на 10.03.2012 г. Средства были получены на текущий счет предприятия 20.03.2012 г., т. е. по окончании предельного срока, а значит, за нарушение валютного законодательства будет пеня. Конечно, с суммой начисленной пени резидента ознакомят налоговики после проведения документальной проверки. Но все же можно самостоятельно рассчитать ее размер, чтобы быть финансово готовым к ее уплате.

Итак, пеню нам начислят с 11 по 20 марта 2012 г., т. е. за 10 к. д. (день получения средств на счет от нерезидента при расчете пени тоже будет учитываться, ведь это все же будет день просрочки расчетов), сумма задолженности — 100000 долл. США, курс НБУ на дату возникновения задолженности — 7,9880 грн/долл. США. А значит: сумма пени = 23964 грн ((10 к. д. х 0,3% х 100000 долл. США х 7,9880 грн/долл. США) : 100%).

И в конце коротко о бухгалтерском учете.

Сумма пени, определенная налоговиками, попадет в ваши расходы через дебет субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» вместе с корреспонденцией через субсчет 641 «Расчеты по налогам».

А вот в налоговом учете путь в налоговые расходы уплаченным в госбюджет суммам пени за нарушение валютного контроля закрыт (пп. 139.1.11 НКУ). Кроме того, следует вспомнить и ст. 162-1 КоАП, предусматривающую, что умышленное уклонение служебных лиц предприятий или предпринимателей от возврата в Украину в предусмотренные законом сроки выручки в инвалюте от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) или других матценностей, полученных от этой выручки, а также умышленное сокрытие любым способом такой выручки, товаров или других материальных ценностей влечет за собой админштраф вразмере от 600 до 1000 н. м. д. г. (10200 — 17000 грн). При повторном нарушении на протяжении года валютного контроля или же если такое нарушение совершено в крупных размерах (1073000 грн и более), ждите админштрафа в размере от 1000 до 3000 н. м. д. г. (17000 — 51000 грн).

Если же нарушение совершено в особо крупных размерах (3219000 грн и более), то и админштраф будет особо крупным: от 3000 до 5000 н. м. д. г. (51000 — 70000 грн)

Как видите, все довольно серьезно, как для предприятия, так и для его должностных лиц. А поэтому будьте внимательны и берегите свои финансы.

Сегодня мы рассказали основное, что необходимо знать о валютном контроле. В дальнейшем раскроем еще некоторые особенности, относящиеся к этой теме. Ждите публикаций.

Нормативная база

  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV.
  • КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. №8073-Х.
  • Закон №185 — Закон Украины от 23.09.94 г. №185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».
  • Закон о ВЭД — Закон Украины от 16.04.91 г. №959-XII «О внешнеэкономической деятельности».
  • Положение №450 — Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.2012 г. №450 (действует с 01.06.2012 г.).
  • Декрет №15-93 — Декрет КМУ от 19.02.93 г. №15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
  • Инструкция №136 — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. №136.

Василий БРЮХОВИЦКИЙ, «Дебет-Кредит»