Тел. +38 (044) 221-23-63

Есть электронный авиабилет по зарубежной командировке, в одном билете включены несколько направлений: Киев – Москва – Санкт-Петербург – Киев.

Есть электронный авиабилет по зарубежной командировке, в одном билете включены несколько направлений: Киев – Москва – Санкт-Петербург – Киев. Можно ли включить в налоговые расходы его стоимость, если посадочные талоны есть на все направления: Москва – Санкт-Петербург – Киев, кроме вылета из Киева? Если данные затраты не включаются в расходы предприятия, то облагается ли НДФЛ данная сумма электронного билета как дополнительное благо? 

 

Прежде всего отметим, что с 25.01.2013 г. вступили в силу новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 30.11.2012 г. № 735 (далее – Правила № 735), в п. 4 раздела I которых приведены значения терминов, используемых в этих Правилах, в частности:

агент по обслуживанию – субъект наземного обслуживания, уполномоченный перевозчиком осуществлять операции по наземному обслуживанию пассажиров и багажа;

маршрут-квитанция (Itinerary/Receipt) – документ (документы), который (которые) является составной частью электронного билета и содержит(ат) необходимые сведения (например, фамилию пассажира, маршрут, тариф и т. п.), извещения и уведомления;

место отправления – пункт, указанный в билете, с которого начинается перевозка пассажира и его багажа;

полетный купон – часть пассажирского билета или в случае электронного билета электронный купон, в котором определены соответствующие пункты отправления и прибытия, между которыми купон является действительным для перевозки пассажира и багажа;

Другие термины, используемые в Правилах № 735, употребляются в значении, приведенном в Воздушном кодексе Украины, в частности:

электронный билет – электронный документ, который включает маршрут-квитанцию, выданную авиаперевозчиком или от имени авиаперевозчика, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки (п. 37 ч. 1 ст. 1);

электронный купон – часть электронного билета, используемая для перевозки на соответствующем рейсе, или другой документ, который его заменяет, хранящийся в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика (п. 38 ч. 1 ст. 1);

билет (пассажирский билет и багажная квитанция) – выданный перевозчиком (его агентом) документ, в том числе электронный, содержащий условия договора перевозки, уведомления, полетные и пассажирские купоны (п. 50 ч. 1 ст. 1).

В пункте 1 главы 1 «Договор перевозки» раздела IV «Билет» Правил № 735 указано, что пассажирский билет и багажная квитанция являются подтверждением заключения договора о перевозке и отражают его условия. Отсутствие, ошибочность в оформлении или потеря билета и багажной квитанции не влияют на действительность договора перевозки.

Билет предоставляет право пассажиру на перелет соответствующим рейсом (рейсами) и обязывает перевозчика осуществить соответствующую перевозку пассажира и его багажа, а также оказать другие услуги, связанные с перевозкой, по условиям договора перевозки, кроме случаев, определенных в пункте 4 этой главы.

Во время регистрации пассажиру предоставляется посадочный талон, в котором указываются его фамилия и имя, код IATA или код ICAO перевозчика, номер рейса, дата и время отправления, время окончания посадки в воздушное судно, номер выхода на посадку и номер посадочного места (при наличии) на борту воздушного судна (п. 7 раздела X Правил № 735).

Исходя из этого, «Б&З» считает, что отсутствие одного из посадочных талонов электронного билета по сложному маршруту автоматически не лишает предприятие права на включение стоимости этого электронного билета в состав расходов с целью определения объекта обложения налогом на прибыль, увеличивая при этом налогооблагаемый доход работника.

В соответствии с пп. «г» пп. 164.2.17 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включаются доход, полученный им как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных ст. 165 этого Кодекса) в виде суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь налогоплательщика, кроме обязательно возмещаемых по закону за счет бюджета или освобожденных от налогообложения согласно разделу IV этого Кодекса.

Согласно пп. 165.1.11 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включаются полученные им денежные средства на командировку или под отчет и рассчитанные по п. 170.9 этого Кодекса.

ГНАУ в письме от 07.09.2011 г. № 10077/5/15-1216 сообщила, что указанные в абз. 1 пп. 140.1.7 НКУ затраты могут быть включены в состав расходов только при наличии документов, подтверждающих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в т. ч. электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта.

Также налоговый орган отметил, что несмотря на то, что Инструкция № 59 является обязательной для органов госвласти, предприятий, учреждений и организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств, другие предприятия и организации могут использовать ее в качестве вспомогательного (справочного) документа.

Напомним, что в соответствии с п. 7 раздела III «Порядок командировки за границу» Инструкции № 59 за время пребывания в командировке работнику возмещаются командировочные расходы только при наличии документов в оригинале, подтверждающих их стоимость, в частности транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в т. ч. электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта.

В случае использования электронного авиабилета основанием для возмещения расходов на его приобретение является пакет документов, прииведенный в абз. 3 – 4 п. 11 раздела III Инструкции № 59:

• оригинал расчетного или платежного документа, подтверждающего осуществление расчетной операции в наличной или безналичной форме (платежное поручение, расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, выписка из карточного счета, квитанция к приходному кассовому ордеру);

• распечатка на бумаге части электронного авиабилета с указанным маршрутом (маршрут/квитанция);

• оригиналы отрывной части посадочных талонов пассажира.

В случае когда электронный авиабилет является частично использованным, к отчету также прилагается лист (акт, справка) о возвращении авиабилета, составленный компанией-продавцом, в котором указываются фамилия и инициалы отправленного работника, стоимость осуществленного перелета, сумма возвращенных денежных средств, комиссионные и/или другие сборы, связанные с возвращением частично использованного билета.

В контексте этого следует отметить, что стоимость возвратного электронного билета значительно выше билета, возврат которого не предусмотрен. Иногда при возврате электронного билета пассажиру возвращается только 10 % его стоимости.

Кроме того, по разрешению руководителя командированному работнику могут быть возмещены фактические расходы, превышающие предельные суммы возмещения расходов на найм жилого помещения и на служебные телефонные разговоры. Указанные расходы не являются излишне потраченными денежными средствами (п. 13 раздела III Инструкции № 59).

По мнению «Б&З», в рассматриваемом случае руководитель предприятия может принять решение о возмещении работнику стоимости электронного билета, один из посадочных талонов к которому утерян. Ведь как указано выше, другие (небюджетные) предприятия и организации могут использовать Инструкцию № 59 в качестве вспомогательного (справочного) документа.

ГНАУ в письме от 07.09.2011 г. № 10077/5/15-1216 считает, что после возвращения из командировки работник обязан предоставить Отчет об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет. При этом главным условием возмещения командировочных расходов является наличие оригинала документов, подтверждающих стоимость таких расходов (билеты, квитанции, чеки, расчеты и т. п.).

Подобная ситуация была рассмотрена в статье «Право на расходы при потере посадочного талона электронного авиабилета».  

автор: Елена Бондаренко,
зам. главного редактора «Б&З»