Тел. +38 (044) 221-23-63

Согласно договору покупатель-резидент осуществляет таможенное оформление товара, расходы на которое ему возмещает поставщик-нерезидент.

Согласно договору (поставка происходит на условиях ИНКОТЕРМС DDP) покупатель-резидент осуществляет таможенное оформление товара, расходы на которое ему возмещает поставщик-нерезидент. Как отражается данная операция в бухгалтерском и налоговом учете покупателя?

Обязательность применения Международных правил интерпретации коммерческих терминов (ИНКОТЕРМС) при заключении внешнеэкономических договоров предусмотрена нормами Указа Президента Украины  от 04.10.94 г. № 567/94.

Термин DDP «Поставка с уплатой таможенной пошлины» означает, что продавец предоставляет покупателю в указанном месте назначения прошедший таможенную очистку для импорта товар без разгрузки с прибывшего транспортного средства. Продавец при этом несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая какие бы то ни было таможенные пошлины для импорта в страну назначения (под словом «пошлины» в данном случае подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов).

Что же имеется в виду под «таможенными пошлинами», которые должны быть уплачены при импорте применительно к обязанности очистить товары для импорта? В соответствии с термином DDP продавец отдельно соглашается сделать то, что следует из названия термина, – доставить, уплатить пошлину, а именно очистить товар для импорта и уплатить все необходимые таможенные пошлины.

В мировой практике правила ИНКОТЕРМС в определенной мере носят рекомендательный характер, а применение базисных условий поставки осуществляется по правилу «если иное не предусмотрено договором». То есть, приняв ИНКОТЕРМС за основу контракта, стороны могут внести в него изменения, дополнения и поправки. Если стороны договорились об исключении из обязательств продавца некоторых расходов, подлежащих оплате при импорте (например, налога на добавленную стоимость), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи.

Взяв на себя обязательства по договору нести расходы, связанные с таможенной очисткой товара, поставщик-нерезидент не имеет возможности самостоятельно оплатить данные расходы при представлении грузовой таможенной декларации. Фактически такие расходы несет покупатель-резидент, но по условиям договора поставщик обязан их возместить ему. Суммы такого возмещения согласно пп. 4.1.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР включаются в состав валовых доходов покупателя. В бухгалтерском учете они отражаются на счете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

Все расходы, понесенные покупателем при таможенном оформлении товара, даже если впоследствии они возмещаются продавцом, отражаются в налоговом учете покупателя в общеустановленном порядке, а именно:

– НДС, уплаченный при ввозе, отражается в составе налогового кредита согласно пп. 7.4.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР;

– таможенная пошлина и сборы увеличивают стоимость ввезенного товара и отражаются в составе либо валовых расходов, либо стоимости основных фондов, подлежащих амортизации.

Анна Довбыш

ТОВ АФ «Профи-Аудит»

По материалам: ЛИГА:ЗАКОН