Тел. +38 (044) 221-23-63

Срок выполнения ВЭД-договора пришелся на выходной: будет ли пеня за нарушение валютного законодательства

ВОПРОС: Предприятие заключило внешнеэкономический контракт. Нерезидент опоздал на несколько дней с его выполнением. Орган Миндоходов за нарушение предельного срока оплаты хочет начислять пеню. Однако последний день исполнения контракта пришелся на выходной (воскресенье). Является ли это основанием для перенесения срока для выполнения контракта и уменьшения суммы пени?

ОТВЕТ: Да, срок переносится с выходного на следующий за ним рабочий день. Соответственно, должна быть уменьшена сумма пени, а в отдельных случаях налоговое уведомление-решение может быть даже отменено полностью, о чем и расскажем далее.

Итак, в сфере ВЭД существуют два основных срока, которые необходимо соблюдать:

1) срок для возврата выручки за экспортируемую продукцию, работы или услуги (ст. 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР, далее — Закон № 185) и

2) срок импорта продукции, работ или услуг, за которые осуществлена предоплата нерезиденту (ст. 2 Закона № 185).

На сегодняшний день, согласно постановлению Правления НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 14.11.2013 г. № 453, такие сроки составляют 90 календарных дней. Для превышения данного срока нужно получить заключение Министерства экономического развития и торговли Украины. Иначе — взыскивается пеня в размере 0,3% за каждый день превышения срока (ст. 4 Закона № 185).

Но бывают случаи, когда 90-й день приходится на выходной, например — воскресенье. И в такой ситуации по общему правилу конец срока должен переноситься на следующий рабочий день.

Однако работники Миндоходов придерживаются несколько иного мнения. Они настаивают, что конец валютного срока, который пришелся на выходной, на следующий рабочий день не переносится. Такой вывод можно прочитать в консультации в системе «ЗІР» (подкатегория 114.02).

В своем разъяснении Миндоходов отметило, что порядок снятия операций по контролю в банках регулируется Инструкцией о порядке контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.1999 г. № 136 (далее — Инструкция № 136). В соответствии с нормами Инструкции № 136, экспортная операция снимается с контроля после зачисления выручки на текущий счет (п. 2.3), а импортная — с момента оформления таможенной декларации (п. 3.3). Совпадение окончания срока с выходным или праздничным днем, по мнению Миндоходов, не влияет на снятие операции по контролю. Таким образом, в случае опоздания без пени не обойтись.

Впрочем, мы позволим себе не согласиться с данным рассуждением.

Во-первых, ч. 5 ст. 254 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) говорит: если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, установленный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день.

Перечень выходных и праздничных дней содержат ст.ст. 63, 73 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ). И, конечно же, воскресенье является общим выходным днем. Соответственно, конец срока, который пришелся на воскресенье, переносится обязательно.

Во-вторых, Инструкция № 136 является лишь подзаконным актом. Она должна соответствовать вышеупомянутым нормам ГКУ и КЗоТ. И в случае противоречия должны действовать нормы кодексов, а не Инструкции.

Аналогичная позиция и у судов. В частности, в деле, которое касалось экспортного контракта, Окружной административный суд г. Киева в своем постановлении от 13.01.2014 г. по делу № 826/17044/13-а стал на сторону налогоплательщика.

Данную практику можно найти и в делах, касающихся импорта на условиях предоплаты. Например, постановление Винницкого апелляционного административного суда от 12.03.2013 г. по делу № 822/16/13-а.

Итак, с расчетами сроков разобрались. Вспомним о пользе, которую дает выигрышный один день при начислении пени ВЭД. Один день в ВЭД-операциях может стоить большую сумму. Ведь расчеты по таким контрактам бывают заоблачными. И, как следует из вышеприведенных примеров, суды отменяют налоговые уведомления-решения в определенной части.

Однако такой подход поддерживают не все. Некоторые суды полностью отменяют налоговые уведомления-решения. По их мнению, суд не может подменять другой государственный орган (в нашем случае — орган Миндоходов) и проводить вместо него свои расчеты. И эти доводы не лишены логики. Для того чтобы рассчитать пеню ВЭД, суд должен установить сумму задолженности по валютному курсу НБУ на дату ее возникновения (ст. 4 Закона № 185). А это к полномочиям суда никак не относится. Поэтому налоговые уведомления-решения нужно отменять полностью.

Такую позицию можно прочесть в постановлении Львовского окружного административного суда от 05.03.2014 г. по делу № 813/460/14, постановлении Винницкого окружного административного суда от 06.03.2014 г. по делу № 802/313/14-а, постановлении ВАСУ от 08.10.2012 г. № К-58359/09.

Однако даже после положительного решения суда не нужно «почивать на лаврах». Ведь нарушение закона остается, и, вероятно, орган Миндоходов решит провести повторную проверку. Впрочем, для этого проверяющим придется снова обращаться в суд (п.п. 78.1.11 НКУ), что займет немало времени. Ведь других оснований для перепроверки НКУ не предусмотрел.

Поэтому предприятие имеет шанс не только избежать уплаты части пени, а и отсрочить уплату остатка. Но пока что судебная практика скорее исключение из общего правила. Соответственно, следует как можно тщательнее соблюдать законодательство в сфере ВЭД и не пропускать сроков.

Александр АНДРЕЙКО,

юрист, г. Львов

По материалам: www.interbuh.com.ua